Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/18312
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorСавелюк, Наталія Михайлівна-
dc.date.accessioned2021-04-05T18:04:15Z-
dc.date.available2021-04-05T18:04:15Z-
dc.date.issued2017-
dc.identifier.citationСавелюк Н. М. Психологічні особливості метафоричного розуміння базових релігійних концептів суб’єктами з різними рівнями релігійної активності // Психологічний часопис : збірник наукових праць. Київ, 2017. № 4(8). С. 111-133.uk_UA
dc.identifier.issn2414-0023 (Print)-
dc.identifier.issn2414-004X (Online)-
dc.identifier.urihttp://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/18312-
dc.description.abstractУ статті здійснюється теоретичне обґрунтування і психологічний опис результатів емпіричного дослідження процесів метафоризації у розумінні базових релігійних концептів (таких як «Бог», «душа», «віра» й ін.) суб’єктами з різними рівнями релігійної активності. В контексті теоретичного аналізу стисло оглядаються найвідоміші підходи до вивчення метафори, остання порівнюється з іншими науковими поняттями – «метонімією», «символом», «архетипом». При цьому метафора розглядається як внутрішній психологічний аспект розуміння, зокрема, релігійного концепту, а символ – як його зовнішній, більш соціалізований аспект. Через застосування й обробку результатів модифікованої за змістом методики «Піктограма» експліковані графічні символи базових метафоричних категорій та окремих їх образів, які опосередковують осмислення зазначених концептів. Психологічна інтерпретація та порівняння відповідних результатів дали змогу описати окремі якісні й кількісні відмінності в такому осмисленні українцями з різними рівнями релігійної активності.uk_UA
dc.description.abstractThe article provides a theoretical substantiation and a psychological description of the empirical study of the peculiarities of metaphoric comprehension of basic religious concepts (such as «God», «soul», «faith», etc.) by subjects with different levels of religious activity. On one hand, contemporary science has developed a number of theories of metaphor, which in total make it possible to treat metaphorology as a relatively autonomous branch of knowledge, or at least view the metaphoric approach as an essential component of the linguistic turn of cognitive-oriented research. On the other hand, despite the considerable potential of the corresponding approach, it has not been researched in the study of the psychological aspects of Ukrainian’s religious image of the world. Therefore, author’s work becomes one of the first scientific researches in this area. The results of the theoretical and empirical research help to state the following: firstly, in the context of the psychological analysis, the metaphor and the symbol are two in extricably interrelated aspects (internal and external) of the integrated process of comprehension, including religious concepts, with basic metaphors (for example, the metaphor of «fire» or the metaphor of «water») of one or an other culture corresponding to the archetypal structures of its carrier’s mentality; secondly, the «Pictogram» method can be used as a valid empirical tool for studying the process and results of metaphorization and as a means of explication through the graphic-symbolic expression of complex metaphoric images in theirs emanticintegrity; thirdly, the associativemetaphoric structure of religious image of the world of subjects with different levels of religious activity is characterized by a number of qualitative differences, represented and formalized in our study by comparingrelative frequency of the manifestation of fundamental symbolic categories and their separate components. Among such global categories that manifest themselves in the pictorial reproduction of the results of metaphoric comprehension of most religious concepts we find «heavenly» (astrological) and «earthly» (phytomorphic and zoomorphic) symbols, affectively charged «somatic» images («heart», «smile», etc.), attributes of religious culture («cross», «icon», etc.), as well as abstract (in particular, geometric) symbols. Their combination embodies the subjective complexity of the metaphoric religious image of the world, which, at the same time, becomes extremely abstract and visually concrete, affective-irrational and, at least, partly verbalized-rational.uk_UA
dc.description.abstractВ статье осуществляется теоретическое обоснование и психологиче- ское описание эмпирического исследования особенностей метафоричности в понимании базовых религиозных концептов (таких как «Бог», «душа», «вера» и др.) субъектами с раз- ными уровнями религиозной активности. С одной стороны, современная наука наработала ряд теорий метафоры, которые в своей сово- купности позволяют говорить про метафоро- логию как про относительно автономную от- расль знания или, как минимум, про метафо- рический подход как про существенную сос- тавляющую лингвистического поворота ког- нитивно ориентированных исследований. С другой стороны, несмотря на большой потен- циал соответствующего подхода, при изуче- нии собственно психологических аспектов религиозной картины мира украинцев он практически не разрабатывался. А потому ав- торские наработки одни из первых в данном направлении научных поисков. На основе результатов проведенного теоретического и эмпирического исследова- ния в целом констатируется: во-первых, в кон- тексте психологического анализа метафора и символ выступают двумя неразрывно взаимо- связанными аспектами (внутренним и внеш- ним) целостного процесса понимания, в том числе, и религиозных концептов, причем базо- вые метафоры (например, метафора «огня» или метафора «воды») той или иной культуры соответствуют архетипическим структурам психики ее носителей; во-вторых, в качестве валидного эмпирического инструмента изуче- ния процесса и результатов метафоризации может использоваться методика «Пиктограмма» – как средство экспликации через графически-символическое выражение сложных метафорических образов в их смыс- ловой целостности; в-третьих, ассоциативно- метафорическая структура религиозной кар- тины мира у субъектов с разными уровнями религиозной активности характеризируется рядом качественных своих особенностей, ре- презентированных и формализированных в нашем исследовании через сравнение относи- тельной частоты появления фундаментальных символических категорий и их отдельных со- ставляющих.uk_UA
dc.language.isoukuk_UA
dc.subjectметафораuk_UA
dc.subjectметафоризаціяuk_UA
dc.subjectсимволuk_UA
dc.subjectархетипuk_UA
dc.subjectрозумінняuk_UA
dc.subjectрелігійна картина світуuk_UA
dc.subjectрелігійний концептuk_UA
dc.subjectрелігійна активністьuk_UA
dc.subjectmetaphoruk_UA
dc.subjectmetaphorizationuk_UA
dc.subjectsymboluk_UA
dc.subjectarchetypeuk_UA
dc.subjectcomprehensionuk_UA
dc.subjectreligious image of the worlduk_UA
dc.subjectreligious conceptuk_UA
dc.subjectreligious activityuk_UA
dc.subjectметафораuk_UA
dc.subjectметафоризацияuk_UA
dc.subjectсимволuk_UA
dc.subjectархетипuk_UA
dc.subjectпониманиеuk_UA
dc.subjectрелигиозная картина мираuk_UA
dc.subjectрелигиозный концептuk_UA
dc.subjectрелигиозная активность.uk_UA
dc.titleПсихологічні особливості метафоричного розуміння базових релігійних концептів суб’єктами з різними рівнями релігійної активностіuk_UA
dc.title.alternativeПсихологические особенности метафорического понимания базовых религиозных концептов субъектами с разными уровнями религиозной активностuk_UA
dc.title.alternativepsychological pecularities of metaphoric comprehension of basic religious conceps by subjects with different levels of religious activityuk_UA
dc.typeArticleuk_UA
Располагается в коллекциях:Статті

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Sevekuk13.pdf1,83 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.