Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/14635
Название: Традиційний складник символізму Леся Курбаса (на матеріалі гаївок із села Старий Скалат Підволочиського району Тернопільської області)
Другие названия: Традиционная составляющая символизма Леся Курбаса (на материале гаивок из села Старый Скалат Подволочиского района Тернопольской области)
Traditional complex of Les Kurbas’ symbolism (on the material of haivkas from the old Skalate village in the Ternopol region
Авторы: Смоляк, Олег Степанович
Библиографическое описание: Смоляк О. С. Традиційний складник символізму Леся Курбаса (на матеріалі гаївок із села Старий Скалат Підволочиського району Тернопільської області) // Вісник Київського національного університету культури і мистецтв. Сер. Сценічне мистецтво : зб. наук. пр. Київ : КНУКіМ, 2018. Вип. 1. С. 51-60.
Дата публикации: 2018
Издательство: КНУКіМ
Ключевые слова: Лесь Курбас
символізм
рухова пластика
гаївка
обряд
символизм
двигательная пластика
гаивка
Les Kurbas
symbolism
mobile plastic
hayivka
rite
Серия/номер: Сценічне мистецтво;
Краткий осмотр (реферат): Мета статті – охарактеризувати традиційні елементи символізму видатного актора та режисера, реформатора українського театру Леся Курбаса, окреслити традиційні підходи у процесі його сценічних театральних відтворень як основи українського новаторського театру. Методологія дослідження полягає в поєднанні аналітико-синтетичного методу з історико-типологічним, що дало змогу дослідити символіку гаївок рідного села Леся Курбаса, яка безпосередньо чи опосередковано відобразилася на творчому мисленні режисера в його виставах, а за допомогою методу семіотичного аналізу довести, що в основі рухової пластики лежить цілковите поєднання умовної жестикуляції з натуралістичними ініціальними жестами. Наукова новизна роботи полягає в тому, що в ній уперше осмислено зв’язок у творчості Леся Курбаса українських гаївок із символікою та з’ясовано, що традиційні народні етнокультурні чинники живили творчий талант режисера, збагачували його етнокультурне розуміння та допомагали створювати неперевершені сценічні образи. Висновки. Доведено, що хореографічні рухи у староскалатських гаївках побудовані на фігурах, які переважно базуються на символіці дохристиянських вірувань. Найвиразнішими руховими елементами є манера ходьби колом, змійкою, двома шеренгами, різноманітна жестикуляція. Символіка рухів у гаївках, які здавна побутували в рідному селі Леся Курбаса, стала складником формування новаторських засад його театру. Синкретичний образ, метафоричність сценічної дії, згусток-символ окремих персонажів – важливі чинники в його театральних постановках.
Цель статьи – охарактеризовать традиционные элементы символизма выдающегося актера и режиссера, реформатора украинского театра Леся Курбаса, описать традиционные подходы в процессе его сценических театральных воспроизведений как основы украинского новаторского театра. Методология исследования заключается в сочетании аналитико-синтетического метода с историко-типологическим, что позволяет исследовать символику гаивок родного села Леся Курбаса, которая непосредственно или косвенно отразилась на творческом мышлении режиссера в его спектаклях, а с помощью метода семиотического анализа доказать, что в основе двигательной пластики лежит полное сочетание условной жестикуляции с натуралистическими инициальными жестами. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые осмыслено связь в творчестве Леся Курбаса украинских гаивок с символикой и выяснено, что традиционные народные этнокультурные факторы питали творческий талант режиссера, обогащали его этнокультурное понимание и помогали создавать непревзойденные сценические образы. Выводы. Доказано, что хореографические движения в староскалатских гаивках построены на фигурах, которые в основном базируются на символике дохристианских верований. Самыми выразительными двигательными элементами являются манера ходьбы кругом, змейкой, двумя шеренгами, разнообразная жестикуляция. Символика движений в гаивках, которые издавна существовали в родном селе Леся Курбаса, стала составляющей формирования новаторских принципов его театра. Синкретический образ, метафоричность сценического действия, сгусток-символ отдельных персонажей – важные факторы в его театральных постановках.
The purpose of the article. The article is devoted to the characterization of traditional elements of the outstanding actor and director’s symbolism, the Ukrainian theater reformer, Les Kurbas, to describe traditional approaches in the process of his stage theatrical plays as the basis of the Ukrainian innovative theater. The methodology of the investigation consists in combining the analytical and synthetic method with the historical-typological method, which enables to investigate the symbols of Les Kurbas’ native village altitudes, which directly or indirectly reflected on the creative thinking of the director in his performances staging, and to use the method of semiotic analysis to prove that in the basis of motion plastic is the entire combination of conditional gestures with naturalistic initial gestures. The scientific novelty of the work consists in the fact that the article has been proposed by the author for the first time, it comprehends the Ukrainian haivkas connection with the symbols in the creative work of Les Kurbas, proves that the traditional folk ethno cultural factors cultivated the creative talent of Les Kurbas, enriched his ethno-cultural understanding and helped to create unsurpassed scenic images. Conclusions. It has been proved that choreographic movements in the Old-Skalate hayivkas have been founded figures predominantly based on the symbolism of pre-Christian beliefs. The most visible motor elements are the style of walking in a circle, a snake, two rows, and a variety of gestures. Symbols of movements in hayivkas, which have long been used in the native village of Les Kurbas, became an integral part of the formation of the innovative principles of his theater. Syncretic images, metaphorical stage action, cluster-symbol of individual characters have become important factors in theatrical Les Kurbas’ staging.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/14635
ISSN: 2616-759Х
Располагается в коллекциях:Статті

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Smoliak_Traditional_complex_Les_Kurbas.pdf568,22 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.